Трактор Минского тракторного завода выпускается с1974 года. Прежде всего, он проектировался как универсально-пропашной трактор для сельского хозяйства. Схема компоновки МТЗ-80 традиционна. В настоящее время разработаны, запущены в производство и с успехом эксплуатируются несколько десятков различных модификаций МТЗ-80. Простота конструкции и неприхотливость в обслуживании позволили занять тракторам Минского тракторного завода довольно большую нишу на рынке сельскохозяйственной техники и не только. МТЗ-80 стали привычной техникой в коммунальных хозяйствах, в лесхозах, строительстве и на производстве. На территории бывшего Советского Союза МТЗ-80 остается самой распространенной моделью трактора, а в истории машиностроения и самой массовой. Все модели трактора МТЗ-80 и полноприводного МТЗ-82 оснащаются только механической трансмиссией. С момента выпуска первого трактора в трансмиссию постоянно вносятся изменения с целью увеличения прочностных характеристик деталей, повышения надежности и срока службы. Однако общая схема трансмиссии остается неизменной.
Коробка перемены передач (КПП) МТЗ-80 механическая и предназначена для достижения различных значений скорости путем изменения передаточных чисел трансмиссии и включения заднего хода. Схема КПП МТЗ-80: девять передач вперед, и две передачи для движения назад. Наличие понижающего редуктора позволяет это количество передач удвоить. Корпус коробки передач изготовлен из чугуна. Масляная ванна коробки передач конструктивно выполнена общей с корпусом заднего моста и отсеком корпуса сцепления. КПП МТЗ-80 состоит из корпуса, первичного, промежуточного и вторичного валов, вала заднего хода, шестерен и механизма переключения передач. Первичный и промежуточный вал, а также, вал заднего хода, установлен на шарикоподшипниках. Вторичный вал смонтирован на роликоподшипниках.
Техническое обслуживание
Техническое обслуживание коробки передач МТЗ-80 сводиться к периодическому осмотру и подтяжке резьбовых соединений, проверке уровня масла и его своевременной замене. Уровень масла должен быть по нижнюю кромку отверстия под контрольную пробку, расположенную с правой стороны на корпусе КПП. Для продления срока службы деталей трансмиссии, замену масла следует производить согласно таблице смазки. После каждых 960-1000 часов работы (ТО-3) следует промыть фильтры, очистить магниты и поменять масло в КПП. Зимой используется трансмиссионное масло М-8Г, летом М-10Г. Сливать масло необходимо горячим, сразу после остановки трактора.
Выявление неисправностей и ремонт КПП
Коробка передач трактора МТЗ-80 является достаточно надежным узлом. Однако детали подвержены механическому износу и со временем необходим текущий или капитальный ремонт КПП.. Тугое переключение передач или их самопроизвольное выключение, посторонние шумы и стуки в КПП могут сигнализировать о необходимости ремонта.
Основными причинами неисправностей КПП могут служить:
- Износ или поломка вилок переключения;
- • Нарушение работы или разрушение подшипников;
- • Износ зубьев шестерен;
- • Дефекты фиксаторов.
Довольно часто причиной скрежета при переключении передач может стать неправильно отрегулированное сцепление или износ дисков аппарата управления сцеплением. Если после замены изношенных деталей и проведенной регулировки причина скрежета не устранена, необходимо проверить длину пружины в аппарате управления тормозками. Длинна пружины должна составлять не более 32 мм. В сжатом состоянии.
Следует также проверить зазор между накладками тормозкового диска и вилкой включения и цапфами отводки. Толщина диска тормозка должна быть не меньше 1,5 мм. В противном случае следует произвести его замену. Изношенные детали требуется заменить, если зазор отводки и вилки включения меньше 2,2 мм.
При сильном люфте рычага переключения передач или при произвольном выключении передач следует отключить механизм переключения и произвести замеры щек вилок и поверить зазор между планками переключения, а также проверить состояние пружинных фиксаторов. В случае чрезмерного износа детали заменить на новые.
К повышенному шуму могут привести изношенные подшипники валов. Их следует проверить, попробовав сдвинуть в продольной и поперечной плоскостях монтировкой, предварительно сняв крышку КПП. Валы должны быть посажены в гнездах жестко, и любое смещение свидетельствует о необходимости смены подшипников.
Износ какой-либо шестерни может привести к периодическому стуку, который при переключении передач исчезает. Найти неисправную шестерню можно визуально сняв крышку КПП и прокрутив вывешенное колесо трактора. Чтобы ее заменить необходимо, произвести разборку КПП.
Все работы связанные с ремонтом коробки передач, лучше доверять профессионалам, так как неправильный ремонт может со временем привести к более серьезным последствиям, чем те которые вы устраняли. В Москве и Московской области, за ремонтом коробки передач вашего МТЗ трактора, вы можете обратиться в компанию «Трактор Сервис», опытный и высококвалифицированный персонал, решит любую проблему, в короткие сроки.
Смотреть видео — ремонт КПП МТЗ 80